Сайт воспитателя МБДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «Раз словечко, два словечко…» (В логопедической группе)

05 декабря 2019

Пояснительная записка.

Старший возраст характеризуется возросшими способностями детей к усвоению и овладению системой родного языка. В этот период, на фоне увеличения активного словаря, появляется возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

Внимание характеризуется возросшей устойчивостью, дети способны до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становятся дети,  тем большее влияние на их речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

Данная рабочая программа направлена на выявление, устранение и профилактику нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основе лежат занятия, которые охватывают различные стороны речи: лексический запас, грамматический строй, связная речь, просодическая сторона речи. Занятия проводятся 1 раз в неделю в среду, в 17.00. Каждое занятие имеет определенную тему. В результате дети уточняют свои представления о явлениях природы, названия диких и домашних животных и птиц, праздниках, бытовой технике, комнатных растениях, профессиях идр.

Формируя лексический запас языка у детей, очень важно выявить владение различными частями речи и сформировать примерный лексический запас по каждой теме. Опираясь на знание того, какие существительные или прилагательные дети знают по конкретной теме, можно с легкостью подготовить их к усвоению новых категорий и понятий.

Особое внимание на данных занятиях уделяется воспитанию правильного произношения, обучению связной речи и формированию первоначальных навыков в овладении грамотой.

Предлагаемые авторские сказки о Веселом Язычке позволят подготовить артикуляционный аппарат к овладению правильным звукопроизношением, сформировать так называемую артикуляционную базу.

Дети в старшем возрасте способны овладеть и элементами грамоты. Их знакомят с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение». Они учатся находить местоположение звука в слове, делить слова на слоги, определять количество слов в предложении.

Также большое внимание на занятиях кружка по развитию речи уделяется ознакомлению с художественными произведениями известных авторов и жанрами народного творчества. Предлагаемая литература для чтения и рассказывания детям позволит не только развить речь, но и  повлиять на формирование личности маленького человека.

Развитие речи невозможно  без целенаправленного и систематичного развития мелкой моторики. Поэтому в данной программе подобраны разнообразные упражнения, способствующие развитию тонких движений пальцев руки (пальчиковые гимнастики, игры с дощечками, складывание разрезных картинок, ниткопись, работа со счетными палочками идр.)

 

 

Цель программы:  развитие речи детей.

Программа по речевому развитию включает в себя ряд задач:

- научить владеть речью как средством общения и культуры;

- обогащать активный словарь детей;

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- развивать речевое творчество;

- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

- знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты  различных жанров детской литературы;

- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Планируемые результаты работы:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
  • Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница) ;
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
  • Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
  • называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток.
  • заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
  • употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно) .
  • употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.) .

Проблема развития речи становится актуальной в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные  вспомогательные средства. Поэтому возникла необходимость создания  программы по устранению недостатков звукопроизношения и развитию речи.

Литература.

Рыжова Н.В. развитие речи в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416 с.

Календарно-тематическое планирование кружка.

 

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Оборудование

 

Сентябрь

1

 «Осень».

Активизация лексического запаса по теме «Осень».

Предметные картинки, изображающие времена года, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, настольные зеркала, изображение веселого Язычка, деревянные дощечки (геоконт),  цветные резинки.

2

«Одежда».

 

Формирование умений сравнивать и группировать одежду и обувь.

Предметная картинка, изображающая пустой шкаф, предметные картинки с одеждой и обувью, куклы, предметные картинки к скороговоркам, листы бумаги, цветные карандаши, деревянные дощечки, картинки, разрезанные по определенной схеме.

3

 «Обувь»

4

«Перелетные птицы».

Закрепление обобщающих понятий «Перелетные и зимующие птицы».

Предметные картинки, изображение домика, настольные зеркала, силуэтное изображение птиц, бумажная птичка на нитке, сюжетная картинка с изображением деревьев, кустов, травы.

 

 

Октябрь

1

«Зимующие птицы».

2

 «Деревья».

Закрепление представлений о деревьях.

 

Альбомы, простой и цветные карандаши, 5 осенних листочков, вырезанных из цветной бумаги, клей, мяч, предметные картинки.

3

«Осенние цветы».

Закрепление представлений об осенних цветах.

4

 «Комнатные растения».

Знакомство с комнатными растениями.

Комнатные растения с заметными отличительными признаками, предметные картинки по теме, картинки, разрезанные на 3-4 части по горизонтали, вертикали, диагонали. Мешочки с разными предметами, клей.

 

Ноябрь

1

«Домашние животные»

Закрепление названий домашних животных и их характерных признаков.

Предметные картинки с изображением животных, мяч, предметные картинки с едой, магнитная доска и магниты, пальчиковый театр по теме, разрезанные картинки с изображением животных.

2

«Домашние животные и их детеныши»

Закрепление названий детенышей домашних животных.

Предметные картинки по теме, ткань с недостающей деталью (15х15), деревянные дощечки.

3

«Дикие животные. Подготовка к зиме».

Активизация лексического запаса по теме «Дикие животные».

Предметные картинки с изображением диких животных, игрушки животных, деревянные дощечки, аудиозапись с пением лесных птиц, картинки с изображением гласных букв, пластилин, зубочистки.

4

Декабрь

1

«Зима. Зимние заботы».

Закрепление и обобщение представлений о зиме, зимних заботах людей.

Картина «Зима в огороде», настольное зеркало, изображение снеговика, снежинка из бумаги, шесть картинок со звуком (сь) в начале, середине и конце слов.

 

2

 «Квартира. Мебель».

Закрепление названий мебели.

Предметные картинки по теме, кукла, цветные карандаши, контурное изображение мебели,, клей, кисточка, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

3

«Зимние забавы».

Закрепление обобщающих слов «зима и зимние игры».

Картина «Детские забавы зимой», игрушки: снеговик и синица, разной длины полоски из ткани, набор картинок со звуком «Ц».

4

«Новогодний праздник».

Активизация лексического запаса по теме.

Настольное зеркало, альбомы, предметные картинки, клей, счетные палочки или спички, изображение елки, мелкие атрибуты.

Январь 

2

«Животные зимой»

Активизация представления детей о жизни животных зимой.

Предметные картинки с изображением диких животных, карточки с изображениями следов животных, картинки, в названиях которых есть звук «Т», лоточки с манной крупой.

3

«Кухня. Посуда».

Закрепление обобщающих понятий «Кухня, посуда».

Настольные зеркала, предметные картинки по теме, игрушечная посуда, деревянные дощечки. Сюжетная картина по теме «кухня», предметные картинки с контурным изображением посуды, цветные карандаши

4

Февраль

1

«Бытовая техника».

Активизация лексического запаса по теме.

Предметные картинки, счетные палочки, мяч, деревянные дощечки, картинки, названия которых произносятся одинаково, циферблат часов.

2

«Семья».

Активизация лексического запаса по теме.

Настольные зеркала, набор предметов по теме, пластилин, бумажные шарики, мешочки с разным содержимым, разрезные картинки по теме.

3

«Транспорт. Шофер».

Активизация лексического запаса по теме.

Предметные картинки, картинки с изображением предметов в ед. и мн. числе, игрушки, большой кубик, деревянные дощечки.

4

«День защитника Отечества».

Закрепление названий военных профессий.

Настольные зеркала, предметные картинки, игровое поле, состоящее из 25 клеток, размером 20х20, звезды, вырезанные из цветного картона.

Март

1

«Магазин. Продавец».

Закрепление обобщающих понятий по теме.

Предметные картинки по теме, шапочки продавца, специально оборудованное место под магазин, карточки, мяч.

2

«8 марта. Женский день».

Активизация лексического запаса по теме.

Предметные картинки, мяч, разноцветные салфетки, образцы  узоров, синий фломастер, цветная бумага, ножницы, клей, четыре отрезка белой нитки.

 

3

«Детский сад. Воспитатель».

Активизация лексического запаса по теме.

Музыкальные инструменты, ширма, сюжетная картина «Мой любимый детский сад».

4

«К нам весна шагает».

Расширение и уточнение знаний о природных явлениях.

Сюжетная картина о весне, таз с водой, бумажные кораблики, сюжетные картины-нелепицы, деревянные дощечки.

Апрель

1

«Встреча пернатых друзей. Скворец. Грач».

Пополнение и уточнение знаний об оседлых и перелетных птицах.

Предметные картинки с изображением птиц, настольные зеркала, спички, точечное изображение птицы.

2

«Дикие животные и их детеныши весной».

Активизация лексического запаса по теме.

Предметные картинки с изображением диких животных, счетные палочки, настольные зеркала.

3

«Домашние животные и их детеныши весной».

Активизация лексического запаса по теме и закрепление знаний о характере питания домашних животных.

Предметные картинки, сюжетная картинка, на которой спрятаны детеныши диких животных, мяч,

 

 

4

«Домашние птицы».

Активизация лексического запаса по теме.

Сюжетная картина «Птичий двор», мяч, предметные картинки с изображением птиц и их птенцов, наборное полотно к игре «Пирамида».

 

Май

1

«Правила дорожного движения».

Активизация лексического запаса по теме.

Дорожные знаки, набор картинок по теме, плоскостное изображение светофора, разноцветные круги.

2

«Рыбки в аквариуме».

Формирование умений находить сходства и различия во внешнем виде рыб, знакомство с названиями рыб.

Плоскостное изображение рыбки, предметные картинки, в названиях которых есть сходные по звучанию слова, деревянные дощечки.

3

«Насекомые».

Активизация лексического запаса по теме.

Игрушки из набора «Насекомые», квадраты, вырезанные из цветного картона, предметные картинки по теме, мяч, разноцветные прищепки.

4

«Лето. Цветы на лугу».

Активизация лексического запаса по теме.

Аудиозапись звуков лета, предметные картинки к рассказу о лете, набор картинок на звуки, семь лепесточков, вырезанных из цветной бумаги.

 

Оставить комментарий: